Лечебная гимнастика для детей с ДЦП
Детям с ДЦП и другими особенностями развития опорно-двигательного аппарата специалисты рекомендуют заниматься коррекционно-развивающей гимнастикой. В большинстве случаев это один из необходимых пунктов в реабилитационной программе. Терапевтические занятия лечебной физкультурой развивают мышечную память, тренируют вестибулярный аппарат, исправляют сколиоз, помогают выровнять асимметрию тела, исправить деформацию стоп при плоскостопии, и положительно влияют на организм в целом.
Известные мануальные терапевты, врачи и профессора, занимающиеся глубинным изучением диагнозов нарушений двигательной сферы человека, создали множество авторских методик.
Элементы каждой из них могут стать весьма полезны для физического развития малыша. Главное условие – занятия должны быть регулярными. Постоянство тренировок гарантированно принесет нужный и заметный результат в процессе социальной адаптации детей с церебральной патологией.
Вот список профессиональных методик, на которые стоит обратить внимание родителям:
- Метод Козявкина
Доктор Владимир Ильич Козявкин - известный русско-украинский мануальный терапевт, профессор и врач, который перенес научные знания по взрослой мануальной терапии на педиатрическую практику, перенастроив важные моменты коррекции на детский организм. Занятия цикличны, как правило, проводятся в специализированном медучреждении, и длятся от 10 до 14 дней с последующим перерывом.
В методике часто используется специальное оборудование, например, костюмы-корректоры, которые помогают исправлять движения, укреплять слабые группы мышц, в первую очередь мышцы-разгибатели.
- Метод Войта или Войта-терапия
Данный метод легко и просто практиковать в домашних условиях. Он в первую очередь направлен на то, чтобы снять спастичность с нижних и верхних конечностей и научить навыкам правильной ходьбы.
- Метод Бобата или Бобат – терапия
Свой правил и цикл упражнений, разработанные Карлом и Бертой Бобат еще в сороковые годы прошлого столетия по сей день успешно используют в медицинской практике реабилитации пациентов и нарушениями мозговой деятельности и нервной системы. В их системе важна последовательность стадий развития одной за другой. Цикл за циклом ребенок проходит пошаговую реабилитацию, поэтапно усложняющую комбинации упражнений - от элементарных до самых сложных.
- Метод Анат Баниэль или АБМ
Практикующие этот метод используют свои руки для того, чтобы общаться с мозгом ребенка через специальные движения. Способы «ручной» терапии помогает в формировании нейронных связей и моделей для достижения высокого уровня развития.
- Методика К.А. Семеновой
В данном методе реабилитации большое внимание уделяется психической, речевой, зрительной и слуховой функций, в совокупности с физическими упражнениями для целостного развития структур мозга.
Большое количество информации об этих методах легко найти в интернете. Каждую из них стоит подробно изучить, обсудить с педиатром и физиотерапевтом, прежде чем начинать занятия по одной или совокупности нескольких.
А вот несколько адаптивных упражнений для растяжки и релаксации, которые подходят для ежедневных занятий дома, их легко выполнить без присутствия специалистов:
Упражнение 1
Усадить ребенка в положение сидя, облокотив на себя
Согнуть ногу в коленном суставе
Слегка потянуть к животу
Потянуть стопу на себя и задержать на 10 секунд
Выпрямить, и совершить несколько вибрационных движений
Повторить 5 раз, и тоже самое с другой ногой
Упражнение 2
Усадить ребенка в положение сидя, облокотив на себя
Согнуть одну ногу в коленном суставе, отведя колено в сторону в положение «лягушка»
Слегка потянуть мышцы тазобедренного сустава, коленного и голеностопного
Задержать на 10-15 секунд и выпрямить
Повторить тоже самое с другой ногой
Расслабить вибрационными движениями
Упражнение 3
Облокотив ребенка на себя
Согнуть обе ноги в положение «лягушка»
Притянуть пятки к туловищу, разведя колени в сторону
Опускать колени к полу используя локти родителя, растянуть
Задержать на 10 секунд
Расслабить мышцы и суставы
Повторить 10 раз
Упражнение 4
В положении сидя взять стопу ребенка в руку и потянуть ее к туловищу
Максимально выпрямить по возможности колено
Задержать на 10-15 секунд, расслабить
Повторить 5 раз на каждую стопу
Упражнение 5
Взять гимнастическую палку
Согнуть руки в локтях и зажать локтями палочку за спиной
Задержать на 30 секунд
Попробовать повернуть корпус вправо и влево, не доставая палку из локтей
Повторить по 5 раз в каждую сторону
Упражнение 6
В положении сидя взять кисти рук ребенка в свои
Поднять руки наверх, можно использовать гимнастическую палочку
Задержаться на 15 секунд
Расслабить и дать отдохнуть
Повторить 5 раз
Упражнение 7
Уложите ребенка на спину
Возьмите стопы ребенка в руки
Выполняйте движение по типу «велосипед» 20-30 секунд
Расслабьте ноги вибрирующими движениями
Такие тренировки помогут растянуть спину, руки и ноги, снять напряжение и забитость мышц. Обратите внимание на то, чтобы колени ребенка как можно реже находились в сомкнутом положении.
Важно помнить, что ощущения при их выполнении должны быть приятными! Растяжка и массаж ни в коем случае не должны причинять дискомфорт, если ребенок жалуется на боль – это сигнал для немедленного прекращения занятия.
Желаем Вам целеустремленности, здоровья и отличного настроения!