Развитие речи у детей с ДЦП
К сожалению, в медицинской практике не бывало случаев, чтобы ребенок с ДЦП и другими заболеваниями, связанными с расстройством артикуляционной моторики совершенно не нуждался в помощи логопеда. И чем раньше начиналась работа, тем большего результата удавалось добиться, и избежать интеллектуальных, эмоциональных и речевых проблем. Каковы особенности нарушений развития речи у детей с ДЦП?
По статистике, у большинства детей с детским церебральным параличом нарушена речь, звукопроизношение и дыхание, как следствие раннего поражения головного мозга. И чаще всего у таких детей наблюдается Дизартрическое расстройство речи (90 процентов случаев). Это нарушение произносительной стороны речи, при сохранении ее понимания.
Грамотный специалист может определить вид отклонения и предусмотреть проблему еще в доречевом периоде, когда ребенок способен произносить лишь звуки, и начать решать ее как можно раньше. Ранняя логопедическая работа может помочь и своевременному развитию речи, и скорректировать жизненно важные функции, такие как жевание и глотание. Поэтому первое, что стоит сделать – это получить полноценную консультацию у классифицированного логопеда в специализированном центре.
К основным приемам коррекции звукопроизношения относят артикуляционную гимнастику, логопедический массаж и дыхательную гимнастику. Комплексный подход позволит добиться самого лучшего результата.
Для этого важно мотивировать ребенка на занятия. Ежедневно демонстрировать, как слова действуют на маму быстрее крика и не доводят до плача самого малыша. Ребенок должен понимать, что говорить – это удобно, помогает во всех делах и развлечениях.
Гимнастика, проводимая с детьми, в первую очередь направлена на усиление активности губ и языка. Упражнения для губ создают уклады, необходимые в дальнейшем для произнесения звуков: «а», «о», «у», «и». Упражнения для языка должны выработать мышечный стереотип движений при произношении согласных и складывания слогов в слова и предложения.
Все упражнения может показать и прописать логопед.
Почти все дети с ДЦП при любых занятиях, требующих физических усилий, быстро утомляются, в отличие от их здоровых сверстников. Поэтому артикуляционную гимнастику стоит сменять массажем лица для того, чтобы ребенок отдохнул.
Приемы для массажа лица весьма простые – это поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Все эти действия позволяют изменить состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата.
Если ежедневно, регулярно пощипывать, поглаживать, разминать кожу щек, губы, вероятность парезов и параличей значительно снижается.
Стоит помнить, что даже у массажа также есть противопоказания, при которых с занятия с ребенком стоит отложить. Это лихорадочные состояния, острые воспаления, диатезы, стоматиты, склонность к носовым кровотечениям, тошнота и так далее. Все ощущения при занятиях должны быть приятными.
Дыхательные упражнения при ДЦП
Чаще всего специалисты начинают дыхательную гимнастику со статических упражнений, не требующих участия рук и ног. Например:
- Лечь на спину, вытянув конечности. Сделать глубокий вдох, глубокий выдох с втягиванием живота.
- Стоя, сидя или лежа выполнять ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном для ребенка темпе, 30—60 с.
- Выполнять то же самое при зажатой одной ноздре — ритмичное дыхание через другую ноздрю.
Но так же существуют и более сложные упражнения. Такие как:
- Сидя или стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Повороты туловища в стороны. При выполнении упражнения — выдох, при возвращении — вдох.
- Лежа на спине. Поднимание рук вверх и опускание их вдоль головы — вдох. При возвращении — выдох.
- Стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Приседание — выдох, возвращение — вдох, и так далее.
Существуют различные методики дыхательной гимнастики. Ту, которая подойдет именно Вашему ребенку - может посоветовать педиатр или логопед.
В процессе своевременно начатой и систематической работы оказывается возможным скорректировать отклонения в речевом развитии у детей с церебральным параличом вплоть до абсолютно здоровой дикции.